Про большие чайные деревья, деревню Бан Комен и возрастные изменения

Неподалеку от Пхонгсали находится 400-летний чайный сад,
являющийся одновременно местной достопримечательностью и
источником вкуснейшего чая
06 марта 2012

В Пхонгсали из-за долгой и неудобной дороги обычно добираются самые отважные любители путешествий. Вечером автобус привозит в засыпающий город, они расселяются по трем основным гостиницам, а наутро обычно появляются в туристическом офисе. Там им подарят карту местности и расскажут, что в Пхонгсали, помимо самой природы, есть две достопримечательности: аутентичные деревни народности Акка, куда можно добраться только пешком, и самая старая чайная плантация, возраст которой оценивается в 400 лет.

Чайные деревья, растущие поблизости Бан Комена.

Те, кто ранее был в Юньнане, возможно скажут:  400 лет? Ну и что! Да вот, в Сишуаньбанна, есть огромные чайные деревья и по 800, а возможно и 1000 лет!

Это верно, но в Пхонгсали находится самая старая плантация, то есть не одинокое дерево, а целая роща. Во всяком случае, так говорят в местном туристическом офисе.

Для сбора чая с этих деревьев используют лестницы. Процесс трудоемкий, собирать чай с деревьев намного сложнее, чем с кустов.

В прошлый четверг, после обеда, я прогуливался по одной из главных улиц, направляясь в сторону фабрики Кампана — выпить чая и посмотреть на работающих людей. Недалеко от буддистского храма-школы на улице встретилась девушка, увлеченно рассматривающая карту. Даже не помню, кто первый заговорил, но мы поболтали о местных особенностях, и я посоветовал ей пройтись до Бан Консоук. А через пару минут я неожиданно для себя сказал:

— В субботу я поеду к старым чайным деревьям, в Бан Комен, если хочешь, можем поехать вместе. — Кажется, я в субботу еще буду здесь, — сказала Фиона. — Ты хочешь взять в аренду мотоцикл? — Честно говоря, я подумываю купить себе мотоцикл в пятницу, но если это не удастся, то да, возьму напрокат.

А это Фиона, фотографирует чайные деревья. Она из Австралии, а сейчас работает звукорежиссером в Эмиратах.

Мы договорились встретиться в субботу утром в Випафоне. Мотоцикл купить не удалось (здесь это совсем не так просто, как в Москве или Пекине), и утром я взял тот же мотик, на котором ездил в сентябре. Но какие изменения с ним произошли: время и отважные туристы не пощадили железного друга. Он стал жалостливо скрипеть, а передачи стали переключаться с заметным усилием. Глядя на него, я подумал, что может оно и к лучшему, что не удалось купить свой мотоцикл.

Мой железных друг, проехавший десятки тысяч километров по местным дорогам. Лаосский ветеран.

Дорога до Бан Комен составляет 16 км и является непроходимой для автомобилей практически половину года. Небольшой дождик — и вся дорога превращается в глиняное месиво, которое возможно проехать на мотоцикле, но с закатанными штанами и очень крепкими выражениями. При сильном дожде проехать невозможно вообще.

Видео, снятое по дороге в Бае Комен. «Сабайдии» — это «здравствуйте» по-лаосски.

Это была моя четвертая поездка сюда, и я с радостью узнал две небольшие деревеньки, по атмосфере чем-то напоминающие мексиканские. Примерно сорок минут езды, с остановками для фотографирования, и вот уже показалась сама деревня.

На улицах сейчас никого — жарко, время полуденной сиесты.

Фиона бодро выдерживала тряску на заднем сиденье, и что удивительно, нам совсем не нужно было болтать, чтобы чувствовать, что путешествие идет хорошо.

Эти немного заспанные молодые чаеводы из Бан Комена первые вышли посмотреть, кто там к ним приехал.

Я припарковал мотоцикл на «центральной площади», было достаточно жарко, и жители сидели по домам наслаждаясь сиестой. А мы забыли позавтракать (большая ошибка!), и в нашем распоряжении было только пять мандаринов. Но в лаосских деревнях вообще непросто добыть еду, и мы, ничуть не сокрушаясь, отправились осматривать чайные деревья.

Подъем к плантации старых деревьев.

Чайная плантация в Бан Комен — это целый склон, с растущими на нем чайными деревьями разнообразных форм. На возвышенности находится закрытый храм, а рядом — роща с высокими чайными деревьями. Их не так много, и сложно представить, как с них собирают чай, но впечатление они производят яркое.

Дорожка, ведущая через чайную плантацию.

Кроны больших чайных деревьев в роще на холме, рядом с небольшим храмом.

Пройдя по тропинке на холме, примерно через час, мы вернулись в деревню и подкрепились мандаринами на территории новой школы. Школу построили красивую, а какое-то западное НПО даже организовало здесь небольшую библиотеку.

Вид с холма на здание новой школы.

Массивные чайные деревья растут прямо на территории деревни. Женщины собирают распустившиеся листья и относят в дома, где умеют делать чай. В Пхонгсали, да и вообще в Лаосе, готовый чай из Бан Комена высоко ценится и стоит значительно дороже чая из других районов.

Далее мы продолжили наш путь в деревню Бан Паяси, к старому знакомому Инсаю, но этому месту будет посвящена отдельная запись в нашем чайном дневнике.

От Бан Комена до Бан Паяси около шести километров. Дорога проходит через «волшебный лес».

А это короткое видео снято на обратной дороге в Пхонгсали. Короткое, потому что в камере закончился заряд батарейки.

P.S. Интересное наблюдение: ближе к тридцати, все чаще начинаешь разрешать себе делать то, что хочется, без какой-либо объективной причины. Раньше, если бы я заговорил с девушкой на улице, а тем более предложил покататься на мотоцикле, то это бы означало, что она мне очень нравится и мне, как минимум, хочется провести с ней вечер. А сейчас, можно просто заговорить с человеком и провести вместе целый день, без всяких дополнительных мотиваций. И поговорить спокойно о том, что видели в жизни, совсем не рисуясь, не стесняясь, и ничего не ожидая друг от друга. Такие вот возрастные изменения, мне нравятся.